Яковлев (Алексей Семенович) - трагический актер, сын костромского
купца. Род. в 1773 г.; рано осиротел и, получив самое ничтожное
образование; на 1З году посажен в лавку сидельцем. Постоянно перечитывая
и заучивая наизусть стихотворения Ломоносова, Державина и других поэтов
и с жаром декламируя их вслух, он вскоре и сам начал сочинять стихи
духовного и лирического содержания. Страстно увлекался и театром;
сочинил драматический этюд "Отчаянный любовник". И. А. Дмитpовский
уговорил Я. поступить на сцену и сам подготовил его к дебютам. Я.
выступил 1 Июня 1794 г. в роли Оскольда в трагедии Сумарокова "Семира" и
очень скоро сделался любимцем публики, которая особенно восхищалась его
богатырской фигурой и звучным голосом. Мало образованному молодому
человеку немудрено было потерять голову от триумфов, так легко ему
доставшихся, и увериться в собственной гениальности; к этому вскоре
присоединился загул в компании поклонников его таланта. Эта несчастная
страсть не только отразилась на творчестве Я., но исказила его характер,
сделав его неудержимо заносчивым и грубым. Биографы указывают, что одной
из главных причин загула Я. была неудачная любовь. Несмотря на
неблагоприятные условия, самородная сила таланта Я. была так велика, что
прежде чем сломиться и погибнуть он дал высокие образцы сценического
творчества, о которых современники долго вспоминали с восторгом. Его
игра отличалась лиризмом и проблесками гениального вдохновения. В ролях,
сродных его собственному внутреннему миру, он являлся представителем
трагизма художественнореального. Это "новое слово" среди условностей
современной ему сцены и составляет историческую заслугу Я.
Способствовало успехам и славе Я. появление на сцене, почти одновременно
с ним, блестящей трагической актрисы Ек. Сем. Семеновой. Присутствию в
труппе этих двух выдающихся трагических сил русский театр был обязан
значительным расширением своего репертуара, обогатившегося переводами
всех выдающихся трагедий Расина, Корнеля, Вольтера и других корифеев
XVII и XVIII вв. Еще более ценным для истории театра событием было
появление Озерова, трагедии которого доставили Я. самые громкие успехи.
Я., впрочем, умел быть простым и художественно-высоким и в "мещанской
драме" (Коцебу и др.). Эпохой полного расцвета его таланта было время с
1804 по 1811 г., когда он являлся несравненным исполнителем Эдипа,
Фингала; Дмитрия Донского, Агамемнона (в "Поликсене" Озерова), Орозмана,
Магомета(в траг. Вольтера) и Иодая (в "Аталии" Расина). Я. умер в 1817
г. и похоронен на Волковом кладбище. На памятнике над его могилой
вырезана надпись: "Завистников имел, соперников не знал". См. "Соч.
Алексея Яковлева, придворного российского актера" (СПб.. 1827);
биография - Р. Зотова, "Пантеон" (1842, V), А. Н. Сиротинина - "Рус.
Арх. " (1889, VII) Е. С. Некрасовой - "Артист" (1892, XII), И. 9.
Горбунова - "Рус. Вестн. " (1892, IX); Д. Д. Коровякова - "Ежегодник
Имп. Театров 1893 - 94" (прил., кн. 1); "Воспоминания С. Т. Аксакова".
|