Рубинштейн (Антон Григорьевич) - русский композитор и виртуоз, один
из величайших пианистов XIX ст. Род. 16-го ноября 1829 г. в селе
Вихватинец, в Бесарабии. Учился сначала у матери, затем у Виллуана,
ученика Фильда. По словам P., Виллуан был для него другом и вторым
отцом. Девяти лет Р. уже выступил публично в Москве, в 1840 г. - в
Париже, где поразил таких авторитетов, как Обер, Шопен, Лист; последний
назвал его наследником своей игры. Концертное его турне в Англии,
Нидерландах, Швеции, Германии было блестящее. В Бреславле Р. исполнил
свое первое сочинение для фортепиано: "Ундина". В 1841 г. Р. играл в
Вене. С 1844 до 1849 г. Р. жил за границей, где наставниками его были
знаменитые контрапунктист День и композитор Мейербер. Чрезвычайно тепло
относился к молодому Р. Мендельсон. Вернувшись в Петербург, он сделался
заведующим музыкой при дворе великой княгини Елены Павловны. К этому
времени относятся серия его фортепианных пьес и опера "Дмитрий Донской".
1854 - 1858 гг. Р. провел заграницей, концертируя в Голландии, Германии,
Франции, Англии, Италии. В конце 50-х годов во дворце вел. кн. Елены
Павловны были устроены музыкальные классы, в которых преподавали
Лешетицкий и Венявский и устраивались концерты под управлением P., при
участии хора любителей. В 1859 г. P., при содействии друзей и под
покровительством великой княгини Елены Павловны, основал русское
музыкальное общество. В 1862 г. была открыта "Музыкальная школа", в 1873
г., получившая название консерватории. P., назначенный директором ее,
пожелал держать экзамен на диплом свободного художника этой школы и
считался первым, который получил его. С 1867 г. Р. предался опять
концертной и усиленной композиторской деятельности. Особенно блестящим
успехом сопровождалась его поездка в Америку в 1872 г. До 1887 г. Р. жил
то заграницей, то в России. С 1887 до 1891 г. вновь был директором спб.
консерватории. К этому времени относятся его публичные музыкальные
лекции (числом 32, с сентября 1888 по апрель 1889 г.). Помимо гениальной
передачи фортепианных произведений авторов всех национальностей, начиная
с XVI ст. и кончая современными, Р. дал на этих лекциях прекрасный очерк
исторического развития музыки, записанный со слов самого лектора и
изданный С. Кавос-Дехтяревой. Другая запись издана Ц. А. Кюи, под
заглавием: "История литературы фортепианной музыки" (СПб., 1889). В этот
же период времени возникли, по инициативе Р." общедоступные концерты.
Упомянутым лекциям предшествовали в 1885 - 86 г. исторические концерты,
данные Р. в Петербурге и Москве, затем в Вене, Берлине, Лондоне, Париже,
Лейпциге, Дрездене, Брюсселе. В 1889 г. торжественно отпразднован в
С.-Петербурге полувековой юбилей артистической деятельности Р. Покинув
консерваторию, Р. опять жил то заграницей, то в России. Скончался в
Петергофе 8 ноября 1894 г. и похоронен в АлександроНевской лавре. Как
виртуоз-пианист, он не имел соперников. Техника пальцев и вообще
развитие рук было для Р. только средством, орудием, но не целью.
Индивидуальное глубокое понимание исполняемого, чудное, разнообразное
туше, полнейшая естественность и непринужденность исполнения лежали в
основе игры этого необычайного пианиста. Сам Р. говорил в своей ст.
"Русская музыка" ("Век", 1861): "воспроизведение - это второе творение.
Обладающий этой способностью сумеет представить прекрасным сочинение
посредственное, придав ему оттенки собственного изображения; даже в
творениях великого композитора он найдет эффекты, на которые тот или
забыл указать, или о которых не думал". Страсть к сочинению охватила P.,
когда ему было 11 лет. Несмотря на недостаточную оценку композиторского
дарования Р. публикою и, отчасти, критикою, он упорно и много работал
почти во всех родах музыкального искусства. Число его сочинений достигло
119, не считая 12 опер и немалого количества фортепианных вещей и
романсов, не помеченных как opus. Для фортепиано написано Р. 50
произведений, в том числе 4 фортепианных концерта с оркестром и фантазия
с оркестром; затем идут 26 произведений для концертного пения, сольного
и хорового, 20 произведений в области камерной музыки (сонаты со
скрипкой, квартеты, квинтеты и пр.), 14 произведений для оркестра (6
симфоний, музыкально-характеристические картины "Иоанн Грозный", "Дон
Кихот", "Фауст", увертюры "Антоний и Клеопатра", концертная увертюра,
торжественная увертюра, драматическая симфония, музыкальная картина
"Россия", написанная для открытия выставки в Москве в 1882 г. и пр.).
Кроме того им написаны концерты для скрипки и для виолончели с
оркестром, 4 духовных оперы (оратории): "Потерянный рай", "Вавилонская
башня", "Моисей", "Христос" и одна библейская сцена в 5 картинах -
"Суламифь", 13 опер: "Дмитрий Донской или "Куликовская битва" - 1849 г.
(3 действия), "Хаджи Абрек" (1 дейст.), "Сибирские охотники" (1 дейст.),
"Фомка-дурачок" (1 дейст.), "Демон" (3 дейст.) - 1875 г., "Фераморс" (3
дейст.), "Купец Калашников" (3 дейст.) - 1880 г., "Дети степей" (4
дейст.), "Маккавеи" (3 дейст.), 1875 г., "Нерон" (4 дейст.)
- 1877 г., "Попугай" (1 дейст.), "У разбойников" (1 дейст.), "Горюша"
(4 дейст.), 1889 г., и балет "Виноградная лоза". Многие оперы Р.
давались за границей: "Моисей" - в Праге в 1892 г., "Нерон" - в
Нью-Йорке, Гамбурге, Вене, Антверпене, "Демон" - в Лейпциге, Лондоне,
"Дети степей" - в Праге, Дрездене, "Маккавеи" - в Берлине, "Фераморс" -
в Дрездене, Вене, Берлине, Кенигсберге, Данциге, "Христос" - в Бремене
(1895). В Зап. Европе Р. пользовался таким же вниманием, если не
большим, как и в России. На добрые дела Р. пожертвовал много десятков
тысяч, с помощью своих благотворительных концертов. Для молодых
композиторов и пианистов он устраивал через каждые пять лет конкурсы в
разных музыкальных центрах Европы, на проценты с капитала,
предназначенного им для этой цели. Первый конкурс был в СПб., под
председательством P., в 1890 г., второй - в Берлине, в 1895 г.
Педагогическая деятельность не была любимым занятием P.; тем не менее из
его школы вышли Кросс, Терминская, Познанская, Якимовская, Кашперова,
Голлидэй. Как дирижер, Р. был глубокими истолкователем исполняемых им
авторов и, в первые годы существования концертов русского музыкального
общества, пропагандистом всего прекрасного в музыке. Главные
литературные труды P.: "Русское искусство" ("Век", 1861), автобиография,
изданная М. И. Семеновским в 1889 г. и переведенная на немецкий язык
("Anton Rubinstein's Eriunerungen", Лпц.; 1893) и "Музыка и ее
представители" (1891; перев. на многие иностранные языки). См. "А. Г.
P.", биографический очерк и музыкальные лекции, С. КавосДехтяревой
(СПб., 1895); "Антон Григорьевич P. " (заметки к его биографии, д-ра М
Б. Р - га. СПб., 1889: там же, 2 издание); "Антон Григорьевич P." (в
воспоминаниях Лароша, 1889, ib.); Emil Naumann, "Illustrate
Musikgeschichte" (Б. и Штутг.); B. C. Баскин, "Русские композиторы. А.
Г. Р." (М., 1886); К. Галлер, в №№ 721, 722, 723 "Всемирной Иллюстрации"
за 1882 г.; Albert Wolff, "La Gloriole" ("Memoires d'un paristen", U.,
1888), "Предстоящий 50-летний юбилей артистической деятельности А. Г. P.
" ("Царь-Колокол"): "К 50-летнему юбилею А. Г. P.", Don Mequez (Одесса
1889); А. Г. P." (биографический очерк Н. М. Лиссовского, "Музыкальный
Календарь-Альманах", СПб., 1890); Riemen, "ОрегаHandbuch" (Лпц., 1884);
Zabel, "Anton Rubinstein. Ein Kunsterleben" (Лпц., 1891); "Anton
Rubinstein", в английском журнале "Review of Reviews" (№ 15, дек. 1894,
Л.); "А. Г. P.", статья В. С. Баскина ("Наблюдатель", март, 1895); М. А.
Давидова, "Воспоминания о А. Г. P." (СПб., 1899). Н. С.
|