Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон Энциклопедический словарь |
|
Меря, Меряне - древнее финское племя, упоминаемое в Начальной
Летописи, как жившее в соседстве с весью, у озер Ростовского (Неро) и
Клещина (Переяславского), платившее, наравне с другими славянскими и
финскими племенами, дань варягам и участвовавшее, затем, в призвании
варяжских князей. Летописные данные об этом племени весьма скудны
(последнее упоминание под 907 г.), а хорои топографическая номенклатура
доказывает, что область обитания М. была весьма обширна и обнимала все
среднее Поволжье, доходя на С до водораздела Волги с Беломорским
бассейном, на 3 - до Шексны и Мологи, на Ю - захватывая верховья Клязьмы
и Москвы-реки и соприкасаясь с областью кривичей и вятичей, на ЮВ и В -
сходясь с поселениями мещеры, муромы и перми. Эго широкое
распространение М. доказывается и археологическими раскопками курганов в
губерниях Владимирской, Ярославской, Костромской и т. д., давшими вообще
много данных для суждения о культуре М. в IX, Х и XI вв. Самые
значительные раскопки (в уу. Суздальском, Владимирском, Юрьевском,
Переяславском и Ростовском) были произведены в 50-х гг. граф. А. С.
Уваровым и П. С. Савельевым, которыми было раскопано 7729 кургана; позже
раскопки производились гг. Кельсиевым, Ушаковым, костромской
археологической комиссией, Ф. Д. Нефедовым и др. лицами. По форме черепа
у М. преобладала долихоцефалия, особенно в Тверской, Ярославской,
Московской и Владимирской губ., тогда как среди костромских курганных
черепов нередки также мезо- и брахицефалы. Находимые иногда в могилах
остатки волос указывают на преобладание шатенов и брюнетов. Из курганов,
считаемых мерянскими, в одних найдены были следы трупосожжения, в других
- погребения, при чем умерший хоронился или на глубине не менее 2 арш.,
или на небольшой насыпи, прикрывавшейся курганом. В числе предметов,
находимых в могилах, некоторые указывают, несомненно, на варяжское
(норманское) влияние, напр. бронзовые скорлупчатые фибулы (чашеобразные
прорезные пряжки или броши), некоторые формы мечей и топоров,
африко-арабские и западные монеты и т. д. Мерянские могилы вообще
довольно богаты различными орудиями и украшениями (бронзовые кольца на
висках, обручи или гривны на шее, разнообразные привески и бусы, пряжки,
серьги, серебряные и медные браслеты и запястья, кольца, перстни и др.).
Часто встречаются железные ножики, каменные бруски, огнива и кремни,
костяные гребни, ключи, монеты (на ожерельях). Судя по остаткам тканей и
кожи, М. носили шерстяную одежду, иногда парчевую (по-видимому -
византийского происхождения) и сапоги (иногда с железными подковками). В
случае трупосожжения пепел иногда клали в горшок. При сожженных костях
находят обыкновенно слитки спаявшихся металлических украшений и железных
орудий.
Кроме человеческих костей попадаются нередко кости домашних животных,
очевидно приносившихся в жертву для сопровождения умершего на тот свет.
Иногда воин хоронился со своим конем (с удилами и стременами) и с полным
вооружением: мечем (или саблей), копьем (или дротиком), секирой,
стрелами (железными и каменными), луком. О быте народа свидетельствуют
также железные ключи и замки; глиняная посуда, отчасти грубая, сделанная
от руки, отчасти обожженная и украшенная узором; бронзовые сосуды
(редко) и деревянные ведра, с железными обручами; небольшие сундучки;
железные долота, клещи, щипчики, иглы; глиняные пряслицы (для веретен);
железные серпы и сошники; ножницы для стрижки овец; железные гарпуны и
багры. На сношения с Востоком и Западом указывают норманские украшения и
оружие, восточные бусы и бисер, янтарь, византийские ткани, серебряные
украшения, различные монеты. К религиозным предметам относятся идолы (из
глины и бронзы), глиняные подражания человеческой руке и звериной лапе,
железные и бронзовые изображения змей, может быть также белемниты,
звериные зубы и когти, крашеные яйца, некоторые подвески (в форме
полулуния и т. д.), игравшие, может быть, роль амулетов. В числе
подвесок встречаются крестики и образки - Богоматери, такого-то святого
с копьем (Дмитрий Солунский?), каких-то парных святых и т. д.
Присутствие этих крестов и образков не доказывает еще принадлежности к
христианству, так как остальные подробности погребения свидетельствуют о
языческом обряде, да и самые крестики и образки оказываются или
привешенными к ожерелью, наравне с другими подвесками, или парными,
служившими, очевидно, для украшения серег. Многие украшения и другие
предметы мерянского обихода свидетельствуют о некоторой зажиточности и
художественном вкусе и в то же время указывают на некоторую общность
культуры с другими финскими и славянскими племенами. Наиболее
родственным М. племеном были, повидимому, черемисы, которые называют
себя также мара или мэря; последние дольше отстаивали свою племенную
обособленность, тогда как М., по-видимому, рано подпала культурному
влиянию варягов и славян, и уже к XI в. обрусела. Во всяком случае,
племя это представляет важность в том отношении, что на почве его
возникло русское государство (во Владимире и Москве) и, при воздействии
славянской колонизации, образовалась, главным образом, великорусская
народность.
Литература: Гр. А. С. Уваров, "Меряне и их быт по курганным
раскопкам" (в "Трудах I Арх. Съезда в Москве", 1869 г., т. II, М., 1871,
со многими таблицами рисунков); Корсаков, "М. и Ростовское княжество"
(Казань, 1872); раскопки Ушакова, Кельсиева и др. в "Известиях" Импер.
Общ. Люб. Ест. за 70-е гг.; проф. А. П. Богданов, "О мерянских черепах"
(в изд. "Антропол. Выставка" Общ. Люб. Ест., т. III).
Д. А.
|
2019-01-30 14:07:18 Вчеслав У Вас указано..."граф. А. С. Уваровым и П. С. Савельевым, которыми было раскопано 772 кургана". В самой же книге А.С.Уварова "МЕРЯНИ И ИХ БЫТ ПО КУРГАННЫМ РАСКОПКАМ" (на первой странице, а в электронной версии на странице №7,говорится о 7729 курганах, и расписано все по годам, уездам и группам. Оставить комментарий: |
|