Маковские - фамилия трех русских живописцев: 1) Константин Егорович
М., сын известного в свое время московского любителя искусства, одного
из основателей тамошнего училища живописи, ваяния и зодчества, Егора
Ивановича М. (1800 - 86), род. в Москве в 1839 г.; под отцовским
влиянием, 12- лет от роду поступил в ученики упомянутого училища, в
котором его наставниками были М. Скотти, С. Зарянко и В. Тропинин, и
получил; в 1857 г., малую серебряную медаль от акд. художеств. В
следующем затем году переселился в СПб. и записался в ученики академии;
был награжден малою золотою медалью за картину: "Агенты Димитрия
Самозванца убивают Феодора Годунова", в 1862 г. По получении этой
награды молодому живописцу предстояло участвовать в соискании большой
золотой медали, но он, вместе с 12 своими товарищами, недовольными тем,
что им было отказано в выборе конкурсных задач по их собственному
усмотрению, вышел из академии с званием художника 2 степени и принял
участие в учреждении спб. художнической артели, членом которой,
оставался, однако, недолго. В 1867 г., за картины: "Бедные дети"
(находится у Д. В. Стасова, в СПб.) и "Селедочница" и за три портрета
(ген. Кауфмана, ген. Рокасовского и г-жи Ворониной) был признан
академиком, а чрез год, за колоссальную и сложную картину: "Маслянница в
Петербурге", возведен в профессоры. В 1876 г. сделал поездку на
Балканский полуо-в и в Египет. Многочисленные произведения М. - портреты
и картины историческо-бытового, чисто жанрового и отчасти
фантастического содержания - составили ему репутацию одного из
талантливейших представителей современной русской живописи. С этими
произведениями он являлся сперва на годичных академических выставках, а
потом (с 1874 по 1883) на выставках товарищества передвижных выставок,
впоследствии же стал устраивать из них отдельные выставки, некоторые его
картины были, кроме того, выставлены в Париже и Сев. Америки и
распространили его известность за пределы России. Эффектность композиции
и освещения, выразительный, хотя и недостаточно верный рисунок, сильный,
блестящий, но излишне цветистый колорит, мастерство кисти, особенно при
выписке костюмов и проч. аксессуаров, отличают все вообще работы М.,
между которыми, сверх вышепоименованных, главными могут считаться:
"Похороны в деревне" (1872; у К. Солдатенкова, в Москве), "Возвращение
священного ковра из Мекки в Каир" (1876, в Имп. Эрмит., повторение в
Аничковском дворце), "Болгарские мученицы" (1878), "Русалки" (1879, в
Имп. Эрмит.), "Свадебный пир в боярской семье" (1885), "Выбор невесты
царем Алексеем Михайловичем" (1886), "Смерть Иоанна Грозного (1888),
"Под венец" (1890), портреты: А. С. Драгомыжского, сенатора Веймарна, А.
Е. Тимашева, жены художника с детьми, гр. Муравьева-Амурского, гр. С. Р.
Строганова, певца О. Петрова и нек. др. 2) Владимир Егорович М., брат
предыдущего, род. в Москве, в 1846 г., художественное образование
получил в моск. училище живописи, ваяния и зодчества; заслужил от акд.
худ. в 1865 г. две малые серебр. медали за "группу с нагой натуры" и за
картину: "Мастерская художника", а в 1866 г. и большую такую же медаль
за "Литературное чтение". Окончил курс упомянутого училища в том же
году. В 1869 г., за картину: "Крестьянские мальчики стерегут лошадей",
академия наградила его званием классного художника I степени и золотой
медалью г-жи Лебрен, установленною для отличившихся в экспрессии, а в
1878 г., за картину "Любители соловьев" (находится в Третьяковской
галерее, в Москве) признала академиком. С самого учреждения товарищества
передвижных художественных выставок он был деятельным его членом и почти
ежегодно украшал эти выставки своими произведениями. Состоя в течение
более 20 лет преподавателем в означенном моск. училище, в значительной
степени способствовал развитию многих молодых талантов. В 1894 г. был
назначен в профессоры-руководители одной из мастерских, учрежденных при
акд. художеств по ее новому временному уставу, поселился в СПб., и
вскоре занял пост ректора высшего художественного училища академии.
Обладая находчивостью в композиции и тонкой наблюдательностью,
превосходно изучив типы и нравы людей различных слоев общества и сделав
свою технику вполне. послушной идеям, М. занял, по смерти В. Перова,
первое место среди русских жанристов и одно из видных между
иностранными. Он изображает преимущественно сцены из быта нашего низшего
и среднего сословий, задуманные остроумно, полные правды, проникнутые
добродушным юмором или едкою сатирою. Кроме того, он успешно писал
иногда портреты и пробовал свои силы в аквафортном гравировании, по
части которого им издан, в 1887 г., любопытный альбом воспроизведений
его собственных этюдов. Огромное количество картин, вышедших из-под его
кисти, рассеяно по домам богатых любителей искусства; некоторые из них
находятся в Третьяковской галерее, в Москве. Наиболее замечательные
произведения М. - "Приемная доктора" (1870), "Придворные певчие" (1870),
"Любители соловьев" (1873), "Благотворительница" (1878), "Толкучий рынок
в Москве" (1879), "У мирового" (1880), "В четыре руки" (1880),
"Казначейство в день выдачи пенсии" и "Крах банка". 3) Николай Егорович
М. (1842 - 86), брат предыдущих, получил первоначальное образование в
моск. архитектурном училище дворцового ведомства, с 1859 по 1866 г.
учился в акд. худож. по отделению архитектуры и при окончании курса,
этого учреждения приобрел звание свободного художника с правом
производить постройки. Однако вскоре он бросил специальность, к которой
готовился, и, пристрастившись к живописи, стал писать перспективные виды
и пейзажи. В 1872 г., за "Вид церкви в с. Дьякове, Московской губ.",
академия признала его классным художником 3 ст., а через год после того,
за "Вид Москвы", повысила в классные художники 2 степени. В 1874 г. он
сделал поездку на Восток и привез запас материалов для своих последующих
произведений. Большинство его картин являлось на передвижных выставках.
Лучшими из них могут считаться, сверх двух вышеупомянутых видов,
следующие три: "Улица в Каире", "Нижний Новгород" (находится в
Третьяковской галерее, в Москве) и "Ярмарка в Малороссии".
А.С - в.
|