Мадонна (Madonna) - сокращение итальянских слов: mia donna, т. e.
"моя госпожа".С давнего времени употребляется в Италии преимущественно
как наименование Богоматери при упоминаниях о ней и в молитвенных
обращениях к ее помощи, а также служит для обозначения ее икон и
изваяний. В этом втором, художественном значении, слово М. перешло из
итальянского языка и в другие западноевропейсие языки. Самые древние
изображения Пресвятой Девы, относящиеся ко II и III вв., мы находим в
стенной живописи римских первохристианских катакомб, которая
представляет ее то в виде оранты (молельщицы) - женщины с покрывалом на
голове, с распростертыми и воздетыми вверх руками, иногда с
Младенцем-Спасителем на лоне (напр. в одной из фресок катакомбы св.
Агнесы), то в виде молодой матери, сидящей и держащей на своих коленях
младенца (напр. в катакомбе св. Присциллы). Несколько позже являются в
катакомбных живописи и рельефах изображения М. с Младенцем на руках,
принимающей поклонение волхвов (напр. во фресках катакомб св. Каллиста,
конца II или начала III в.; св. Домициллы, III в.; и св. Марцеллина и
Петра, III в.). В V в. изображения Богородицы размножаются и переходят
из подземных кладбищ в базилики, причем исполняются не только кистью, но
и мозаичною работою (напр. "Матерь Божия", "Благовещение" и "Поклонение
волхов" на триумфальной арке црк. Санта-МариаМаджоре, в Риме).
Распространение и усиление культа Приснодевы были причиною появления, в
следовавшие затем столетия, множества ее икон не только в храмах, но и в
домах благочестивых людей; но так как в это время искусство в Италии и
остальной Зап. Европе находилось в упадке, и художественная деятельность
процветала еще только в вост. империи, то образа М. писались повсюду
либо греческими мастерами, либо их итальянскими учениками, вследствие
чего имели вполне Византийский характер и суровый,
иератически-неизменный тип. Первым живописцем, осмелившимся отступить от
этого типа, был Чимабуе, который, своею знаменитою М., написанною около
1270 г. для флоренийской црк. С. Mapиa-Новелла, указал последующим
итальянским живописцам путь к достижению в изображениях Богоматери
большей жизненности и изящества. После него, по мере пробуждения
внимания к природе и к памятникам классич. древности, эти изображения
все более и более освобождаются от византийского влияния и, сделавшись
одною из любимейших задач художественного творчества, получают все
большее и большее разнообразие, все сильнее и сильнее отражают в себе
индивидуальность своих исполнителей и, наконец, в цветущую пору
Возрождения, достигают высокого совершенства: Богоматерь является в них
идеалом женской красоты и грации, девственной чистоты, смирения,
молитвенного умиления, родительской нежности, - то скромною матерью,
всецело погруженною в заботы о своем малютке-Сыне, то юною девою,
объятою священным экстазом, то величественною, но кроткою царицей,
милосердно взирающею на прибегающих к ее заступничеству. В Средние Века
нередко представляли ее в костюме горожанок того времени, в конце же
этой эпохи и в XVI ст. стали изображать чаще всего в алой.
широкорукавной тунике, плотно облегающей тело, и в широкой синей мантии,
накинутой иногда не только на плечи, но и на голову, и украшенной по
борту золотым шитьем и драгоценными каменьями. Порою, на ее челе лежит
венок, сплетенный из лилий или роз, как эмблема непорочности и любви;
другие многочисленные символические атрибуты, заимствованные
преимущественно из церковных песнопений о Богородице, сопровождают ее на
иконах: солнце и луна, нимб или лучезарное сияние вокруг головы,
полумесяц под ногами, звезда на головном покрывале, двенадцать звезд в
виде венца над головою, лилия или роза в руке, нередко целая беседка из
роз на заднем плане иконы. По большой части М. изображается сидящею и
держащею на своих коленях, или возле себя, МладенцаХриста, одетого в
белую сорочку или совершенно нагого; обычными атрибутами его служат
земной шар (эмблема вседержительства), яблоко или плод гранатового
дерева (эмблема искупления человечества от грехопадения), колосья
пшеницы и голубь (эмблема хлеба и вина в таинстве евхаристии),
какая-либо птичка, преимущественно щегленок, агнец и др. произвольно
выбранные художником животные и плоды. На больших алтарных образах,
художники любили изображать Богоматерь в славе (М. da gloria), стоящею
на облаках, то с Младенцем на руках, то без него, окруженною сиянием или
мандорлою и сопровождаемую двумя, четырьмя архангелами или целым сонмом
коленопреклоненных ангелов, поклоняющихся М. или прославляющих ее пением
и музыкою (как напр. на знаменитой картине Фра-Анджелико, во
флорентийской галерее Уффици), а также представителями Ветхого и Нового
Заветов. Еще чаще М. является на алтарных иконах в виде Небесной Царицы,
с короною на голове и Младенцем на коленях: она сидит на троне, по
сторонам которого стоят ангелы или отцы Церкви и другие святые; к этим
побочным фигурам порою присоединяются младенец Иоанн Креститель со своею
эмблемою, агнцем, св. Екатерина, которой Спаситель надевает на палец
обручальное кольцо, ангелы, сидящие у подножия трона и играющие на
музыкальных инструментах, колено- преклоненные заказчики иконы и т.. д.
Кроме вышеозначенных типов изображений, можно указать на М., осеняющую
страждущих и скорбящих своею мантиею, полы которой поддерживают ангелы
(М. della misericordia), М. плачущую и стенящею над телом Спасителя,
снятым со креста (Pieta), М. с мечем или семью мечами, вонзенными в ее
грудь (Mater dolorosa), М., возносящуюся на небо (l'Assunto), М. в виде
юной девы, парящей среди облаков в лучезарном сиянии и окруженной сонмом
маленьких ангелов и херувимов (М. Immaculata, "Беcсеменное зачатие") и
т. д. Вообще художники эпохи Возрождения, изобретая новые мотивы для
изображения М. и делая ее главным предметом более или менее сложных
композиций, давали полную волю своей фантазии, вследствие чего эти
композиции бесконечно разнообразны и, в конце эпохи, порою совершенно
утрачивают религиозный характер. Превосходнее всех других олицетворял
Пресв. Деву великий Рафаэль Санцио, с поразительным совершенством
воплощавший в своих М. и "Св. Семействах" идеал чистейшей женской
красоты и удивительно тонко передававший в них чувства молодой матери,
всецело ушедшей в любовь к своему дитяти, счастливой им или задумавшейся
об ожидающей его участи. Всех картин подобного рода, несомненно
принадлежащих Рафаэлю или приписываемых ему современною художественною
критикою с большим или меньшим основанием, насчитывается 64. Они
известны или по аристократическим фамилиям, которым некогда принадлежали
(напр. М. домов Конестабиллле-Стаффа, Альба, Солхи, Темни, Колонна,
Ансидеи, Альдобрандони, Террануова), или по некоторым изображенным на
них аксессуарам и особенностям их композиции (напр. М. с безбородым
Иосифом, со щегленком, с диадемою, с рыбою, с окном, заклеенным бумагою,
с розою, со светильниками, под дубом, на кресле, под балдахином, на
прогулке). Кроме того, всесветною знаменитостью пользуются Рафаэлевские
М. под названиями: "Великогерцогская", "Фонтенеблоская" (или Франциска
I), "Орлеанская", "Из Фолиньо", "Прекрасная Садовница" и "Жемчужина". Но
ни в одной из них гений художника не выразился с таким блеском и
полнотою как в "Сикстинской М." - лучшем перле дрезденской картинной
галереи. Из прочих живописцев Италии, своими М. наиболее прославились
Сандро Ботттичелли, Филиппо и Филиппино Липпи, Л. да Винчи, Б. Луини,
Фр. Франчья, Корреджо (М. со св. Себастианом, М. со св. Георгием, М. с
раковиною) Джов. Беллини, Тициан (М. семейства Пезаро), Пальма Старший и
нек. др. Между М., вышедшими из-под кисти неиталианских художников,
особенно уважаются многочисленные "Бессеменные зачатия" испанца Мурильо
и произведения немцев Л. Кранаха Ст. (М. с виноградной лозой, в
мюнхенск. пинакотеке) и Г. Гольбейна Мл. (М. семейства Meйера, оригинал
в дармштадтск., копия в дрезденск. гал.). Ср. Anna Jameson, "Legendes of
the Madonna" (Лондон, 3 изд. 1863); Rohault de Fleury, "La Sainte
Vierge" (Пар., 1876); Eckl, "Die Madonna als Gegensland christlicher
Kunstmalerei und Sculplur" (1883).) Мадрас (Madras) - главн. город
Индобританск. президентства того же имени, 3-й по величине г. брит.
Индии, под 13°4' с. ш. и 80°17' в. д., на Коромандельском берегу
Индийского океана, в низменной песчаной равнине. Площадь города - 70 кв.
км. Квартал туземцев и деловая часть города (так назыв. Черный город), с
узкими и грязными улицами, низкими кирпичными домами и бамбуковыми
хижинами, резко отличается от квартала Форта С.-Джорж, где главные
европейские здания. Дворец набоба карнатского, находящегося на пенсии у
англ. правительства. Медиц. школа для туземцев, политехнический
институт, университет, экзаменационное учреждение для 53 коллегий
президентства, астрономическая обсерватория, отдел. азиатского ученого
общества, ботанический сад, несколько кредитных, благотворит, и
богоугодных заведений. Промышленность М. незначительна; главные отрасли
ее - фабрикация хлопчатобум. тканей, мадрас. платков и шалей; имеются
также заводы кожевенные, сахарные, гончарные, стеклянные и соляные
варницы. Гавань неудобна; с октября по январь господствующие тифоны и
бури не позволяют кораблям входить в ее пределы. Железные дороги
соединяют М. со многими городами Индии. Важнейшие предметы ввоза:
английские ткани и пряжа (1893 г. на 10,4 млл. англ. фв. ст.), керосин
(4,5 млл. галлонов), рис, спиртные напитки, железо; главные предметы
вывоза: хлопок (1892 г. 93200 центн., 1893 г. 266559 цента.), дублен,
кожи (1,11 млл. шт.), козл. шкуры (9,93 млд. шт.), овеч. шкуры (6 млл.
шт.), буйвол, и оленьи рога, табак, селитра, чай, кофе, индиго,
поваренная соль. Довольно значителен также ввоз серебра и изделий из
него. В М. сосредоточены две трети всей индийской торговли с Англией.
Торговых судов: паровых 622, парусн. 4689 (1890). Жителей (1891) 452518:
358998 индусов, 53184 ч. магометан, 89742 ч. христиан, др. исповеданий
594.
История. М. - первая по времени англ. колония в Индии, основан в 1639
г., под именем Форта С.-Джорж, в силу разрешения, данного раджею
Чандери. Вокруг этого форта вскоре вырос город и образовалось агентство
ост-индской К°, которое в 1658 г. обращено в президентство. М. уже в
XVII в. имел до 300000 жителей; в 1702 г. был осаждаем Дауд-Ханом, но
отстоял свою независимость; в 1746. г. сдался французам, под
предводительством Ла-Бурдонэ, но в 1749 г. снова перешел к англичанам. В
1753 г. выдержал двухмесячную осаду французов; в 1767 г. подвергся
нападению султана Гайдер-Али; в 1768 г. заключил с ним и с Субадаром
деканским мир, но полное обеспечение от нападений майсорских князей
получил только после 4-ой майсорской войны, окончившейся, в 17 99 г.,
взятием Срирангапаттана, причем погиб сын Гайдер-Али, Типу-Саиб. Ср.
Wheeler, "М. in the olden time" (Мадрид 1861 - 1863).
Е. Г.
|