Донателло (Donatello, собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, D.
di Betto Bardi) - один из самых замечательных итальянск. скульпторов
эпохи возрождения, род. во Флоренции, или близ нее, между 1382 и 1387
гг., учился в мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо,
пользуясь покровительством богатого флор. банкира Мартелли. Для
окончания своего художественного образования ездил на два или на три
года в Рим, вместе с известным архитектором Брунеллески. Одна из его
первых работ - горельеф из мелкозернистого камня, находящ. в црк. Санта
Кроче, во Флоренции, и изображающий Благовещение.
Д. по преимуществу был реалист; в его работах постоянно преобладает
стремление изображать природу так, как она есть, и иногда можно
подумать, что он нарочно отыскивает ее некрасивые стороны. Изучение
памятников греко-римской пластики также несколько умерило его
реалистические стремления. Поэтому у него два стиля: реалистический и
классический. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434 г.,
наход. в флор. Крестильнице). Это исхудалая старуха, покрытая волосами.
То же направление видно и в его статуе царя Давида, известной под
названием "Zuccone" и помещенной в фасадной стороне башни Джиотто, во
Флоренции. Статуя эта - портрет современника, с большой лысой головой.
Плоский рельеф, изображающий голову в профиль св. Цецилии, едва
отделяющуюся от фона, принадлежит к классич. стилю Д. (наход. теперь в
Англии). Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом
барельефе музея Барджелло, во Флоренции, изображающем триумф Вакха,
равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше
(в Кенсингтонском музее, в Лонд.). Барельефы Д., заключенные в восемь
медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его
дворца, где они находятся в поныне - быть может, просто копии с антиков.
Но лучшие работы Д. - те, в которых он, не увлекаясь излишним реализмом
и не подражая произведениям древности, искал своих идеалов в самом себе.
Это, напр., можно сказать о мраморной статут св. Георгия и о статуях
Давида и ап. Марка. Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе во
Флоренции. Менее удачна бронзовая статуя Юдифи, в Loggia del Lanzi, во
Флоренции. Несколько статуй вырублено Д. для фасада флорент. собора;
между сохранившимися замечательна статуя евангелиста Иоанна. В 1444 г.
Д. был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера
Венец. республики Гаттамелаты [Erasmo Marzi da Narni]. Она стоит теперь
перед церковью св. Антония. Со времен древних римлян не было вылито в
Италии ни одной подобной колоссальной статуи. Художник остался в Падуе
до 1456 г. и произвел там, при помощи своих учеников, несколько работ
для украшения црк. св. Антония. Самые замечательные из них - бронз.
барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого,
покровителя Падуи. В 1457 г. Д. работает (опять во Флоренции) Св. Иоанна
Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Он представлял
Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и
барельефом. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в м. Барджелло.
Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чем не
остановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда; его
полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. Отличительная
черта Д. состоит в том, что он с таким же искусством воображал силу,
энергию, как и грацию, миловидность. Его барельеф мраморного балкончика
собора г. Прато, вырубленный в 1434 г., изображает полунагих детей или
гениев, пляшущих хороводом, или играющих на различных инструментах, с
венками цветов. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы.
То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах,
предназначавшихся для флор. собора и находящихся теперь в Opera del
Duorno. Некоторые детские бюсты Д. в высокой степени верно воспроизводят
действительность и чрезвычайно миловидны. Д. с необыкновенной верностью
угадывал впечатление, которое его работы будут производить на известном
расстоянии, и умел определять степень их оконченности. Портретные бюсты
- отрасль пластики, столь любимая греками и римлянами и совершенно
оставленная в средние века - была воскрешена Д. Некоторые из его бюстов
замечательны по своей индивидуальности и как нельзя более
характеристичны. Вообще Д. с необыкновенным умением передавал духовную
жизнь представляемого им лица. Таков, напр., бюст из обожженной глины,
раскрашенный Никколо да Уццано и красующийся ныне в муз. Барджелло.
Любопытные произведения Д. находятся в ризнице црк. св. Лаврентия, во
Флоренции. Это - барельефы-медальоны, изображающие евангелистов
вдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна
Крест., преисполненные драматизма. Там же можно любоваться отлитыми им
дверями с фигурами апостолов и святых. Д. передавал страсти резко, с
некоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как напр., в
барельефе, исполненном из крашеного гипса, находящемся в црк. св.
Антония, в Падуе, и изображающем "Положение во гроб". То же самое мы
видим и в последнем его произведении, оконченном после его смерти
учеником его Бертольдо, а именно в барельефах двух кафедр в црк. св.
Лаврентия, изображающих Страсти Господни. Д. исполнил также, вместе с
учеником своим, Микелоццо Микелоцци, несколько надгробных памятников в
церквах; между ними замечателен монумент развенчанного папы Иоанна
XXIII: он послужил образцом для многочисленных надгр. памятников,
явившихся в XV и XVI стол. во многих церк. Италии. Последние годы своей
жизни Д. провел во Флоренции, работая до глубокой старости; умер в 1466
г. и погребен с большими почестями в црк. св. Лаврентия, украшенной его
работами.
А. ф.-Фрикен.
Ср. Semper, "D., seine Zeit und Schulе" (Вена, 1875); H. Tschudi, "D.
e la critica modenia" (Турин, 1887); W. Bode, "Italienische Bildhauer
der Renaissance (Б. 1887); E. Muntz, "D. (в серии монографий: "Les
Artistes celеbres", 1885).
|