Диоскуры - Кастор и Поллукс, близнецы. дети Леды. В Илиаде и Одиссее
имя Д. не встречается. В Одиссее Кастор и Поллукс называются
Тиндаридами, детьми Тиндарея, супруга Леды. По обычному,
распространенному после Гомера взгляду, отец Кастора
- Тиндарей, а отец Поллукса - Зевс; вследствие этого первый смертен,
второй бессмертен. Когда возникла ссора по поводу украденного Д., в
сообществе с автаретидами, стада быков - или, по другому сказанию, по
поводу похищенных Д. у автаретидов (Ида и Ликка) дочерей Левкиппа, - то
Кастор был убит Идом, а Поллукс одолел Ликка, и Зевс молнией убил Ида.
Когда же Зевс, на просьбу Поллукса дать ему умереть вместе с братом,
предоставил ему на выбор или вечно пребывать на Олимпе одному, или
вместе с братом проводить один день на Олимпе, другой - в гробнице (или
в подземном царстве), то верный брат выбрал последнее и, с тех пор
Диоскуры один день были бессмертными, другой смертными. Позднее было
принято, что один брат по очереди пребывал на Олимпе, другой - в
подземном царстве; это сказание находится в связи с представлением о
них, как о богах рассвета и сумерек, при чем один был утреннею, другой -
вечернею звездою. Подобно индусским Асвинам, оба близнеца почитались, по
общему арийским народам воззрению, как боги рассвета и сумерек. Их
считали покровителями мореплавателей во время бури и воинов в битве. В
Риме с древних времен Д. чтили как идеальных представителей воинской
доблести. Во время бурь и битв они являлись на помощь и сообщали
необычайно быстро известия о победе. Сказание говорит еще об участии Д.
в предприятиях других героев - в охоте на калидонского вепря, в походе
аргонавтов; в Аттики рассказывали о походе их против Тезея, с целью
вернуть похищенную им сестру их Елену. Во время летнего солнцестояния Д.
приглашали к торжественному угощению за богато убранными столами; по
греческим верованиям, они иногда видимо присутствовали на нем. Д. с
древних времен символически изображались в Спарте двумя соединенными
балками. Искусство изображало их в виде двух юношей, иногда с лошадьми и
в шляпах моряков, с плоскими сзади и курчавыми спереди волосами.
Знамениты колоссальные статуи Д., с конями, на Monte-Cavallo, против
квиринальского дворца в Риме, находившиеся перед бывшими тут термами
Константина. Иногда они имели различный вид: Кастор изображался
укротителем коней, а Поллукс - кулачным бойцом. Ср. Myriantheus, "Die
Aсvins oder arischen D." (Мюнх., 1876); Deneken, "De Theoxeniis" (Б.,
1881); Bс. Миллер, "Очерки арийской мифологии; т. I. Асвины. Диоскуры"
(Москва, 1876).
|